ЗРК СТРЕЛА-10
1.Общее устройство ЗРК «Стрела-10»
- Назначение, состав и тактико-технические характеристики комплекса
Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» предназначен для уничтожения визуально наблюдаемых самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей на высотах от 25 до 3500 м, дальностях от 800 до 5000 м, при курсовых параметрах до 3000 м (рис. 1).
Комплекс обеспечивает уничтожение воздушных целей, летящих со скоростями до 420 м/с на встречных и до 310 м/с на догонных курсах.
В состав комплекса входят:
боевые средства:
– боевая машина (БМ) 9А34 (9А35);
– зенитная управляемая ракета (ЗУР) 9М37;
средства технического обслуживания:
– контрольно-проверочная машина (КПМ) 9В839;
– машина технического обслуживания (МТО) 9В915;
– система внешнего электропитания 9И111;
учебно-тренировочные средства:
– тренажер 9Ф624;
– аппаратура контроля оператора 9Ф75;
– учебно-действующие ракеты 9Ф918;
– габаритно-весовые макеты ракет 9Ф83.
Тактико – технические характеристики ЗРК «Стрела-10»:
– комплекс обеспечивает стрельбу с места, с коротких остановок и в движении со скоростью до 30 км/час по целям на встречном и догонном курсе;
– дальность поражения целей – от 800 до 5000 м;
– высота поражения цели – от 25 до 3500 м;
– скорость поражаемых целей:
– на встречных курсах – до 420 м/с;
– на догонных курсах – до 310 м/с;
– вероятность поражения цели одной ракетой – 0,5 – 0,6;
– боевой комплект (на пусковой установке) – 4 ракеты (кроме этого, в кормовой части БМ перевозится еще один боевой комплект – 4 ракеты);
– время перевода ЗРК из походного положения в боевое – 20 с;
– время свертывания ЗРК с готовностью к маршу – 2-3 мин;
– время заряжания БМ четырьмя ракетами – 3 мин;
– максимальная скорость передвижения:
– по шоссе – 60 км/час;
– по бездорожью – 40 км/час;
– на плаву – 5-6 км/час;
– масса БМ с экипажем и боекомплектом – 12 000 кг;
– экипаж – 3 человека.
- Краткая характеристика элементов комплекса
Боевая машина 9А34 (9А35) предназначена для размещения, подготовки и пуска ракет (рис. 2).
БМ представляет собой многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ), на котором размещены:
– пусковая установка (ПУ) с четырьмя направляющими;
– электрический привод пусковой установки;
– аппаратура запуска (АЗ);
– средства прицеливания (визир грубой наводки и оптический визир);
– пассивный радиопеленгатор (ПРП);
– аппаратура оценки зоны (АОЗ);
– наземный радиолокационный запросчик (НРЗ);
– средства связи и целеуказания:
– радиостанция Р-123;
– аппаратура связи;
– аппаратура приема целеуказаний (АПЦ);
– аппаратура реализации целеуказаний (АРЦ);
– танковая навигационная аппаратура ТНА-3;
– указатель азимута;
– электрооборудование.
На вооружении зенитного ракетного взвода состоят три БМ 9А34 и одна БМ 9А35 – машина командира взвода.
БМ 9А35 отличается от БМ 9А34 тем, что на ней установлен пассивный радиопеленгатор. На каждой БМ имеется 7,62-мм пулемет с боекомплектом 1000 патронов.
Рис.2. Боевая машина 9А34.
Ракета 9М37 предназначена для поражения воздушных целей. Представляет собой самонаводящуюся на цель твердотопливную ракету. Наводится с помощью головки самонаведения, которая имеет два канала наведения – фотоконтрастный и инфракрасный.
Ракета помещена в контейнер, который выполняет функции направляющей при пуске ракеты, а также защищает ракету от механических повреждений и атмосферных воздействий (рис. 3).
Рис. 3. Ракета 9М37 и контейнер.
Контрольно-проверочная машина (КПМ) 9В839 на базе автомобиляГАЗ-66служит для контроля основных параметров ракет 9М37 (рис. 4).
Рис. 4. Контрольно-проверочная машина 9В839.
Машина технического обслуживания (МТО) 9В915 на базе ГАЗ-66предназначена для обслуживания, ремонта и проверки аппаратуры БМ.
Система внешнего электропитания 9И111 (рис. 5) служит для обеспечения электроэнергией БМ при обслуживании и боевой работе. К 9И111 одновременно подключаются 4 БМ.
Рис. 5. Система внешнего электропитания 9И111.
Тренажер 9Ф624 служит для обучения операторов боевой работе и их тренировки (рис. 6).
Аппаратура контроля оператора 9Ф75 предназначена для контроля за действиями оператора при проведении боевых и учебных стрельб.
Рис. 6. Тренажер 9Ф624
Учебно-действующие ракеты 9Ф918 служат для тренировки расчетов по реальным и имитируемым целям. Отличаются от боевых ракет отсутствием боевых частей, двигательных установок и запальных цепей.
Габаритно-весовые макеты ракет 9Ф83 применяются при тренировке заряжания и разряжания БМ и выполнения других нормативов боевой работы.
- Принцип действия комплекса «Стрела-10». Боевой расчет
В ЗРК «Стрела-10» реализован принцип «выстрелил – забыл» и применена пассивная система самонаведения. Основным элементом комплекса является головка самонаведения (ГСН) ракеты. Двухканальная ГСН принимает лучистую энергию от контрастной на фоне неба цели или ее инфракрасную энергию. По этим сигналам в ракете определяются характеристики и параметры движения цели и вырабатываются команды наведения, по которым ракета наводится на цель.
Работа комплекса заключается в следующем (рис. 7).
Рис. 7. Принцип работы ЗРК «Стрела-10».
При получении целеуказания или самостоятельном визуальном обнаружении воздушной цели оператор наводит пусковую установку с ракетами на цель, используя электрические приводы наведения в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Одновременно подается питание на первую ракету и открывается передняя крышка контейнера. ГСН ракеты захватывает воздушную цель, пусковая установка осуществляет ее автоматическое сопровождение.
НРЗ производит запрос государственной принадлежности цели. Аппаратура оценки зоны оценивает параметры движения цели. В момент входа цели в зону пуска в оптическом визире оператора загорается лампочка ЗОНА, что является разрешением на пуск ракеты.
Оператор пускает ракету.
В полете обеспечивается автономное наведение ракеты на цель. При попадании ракеты в цель или промахе до 4 м срабатывает взрывательное устройство, подрывается боевая часть, цель поражается осколками и ударной волной. При промахе более 4 м через 16 секунд полета взрывательное устройство блокируется, и ракета падает на землю.
Боевой расчет БМ «Стрела-10»состоит из трех человек: командира БМ, оператора и механика-водителя.
Обязанности расчета определены Правилами стрельбы и боевой работы подразделений, вооруженных зенитными ракетными комплексами «Стрела-10».
Командир боевой машины обязан:
– поддерживать постоянную боевую готовность расчета и принимать меры к восстановлению боевой готовности;
– руководить работой расчета по подготовке БМ к стрельбе;
– оценивать готовность БМ к стрельбе и докладывать командиру подразделения;
– организовать непрерывное наблюдение за воздушной и наземной обстановкой;
– в совершенстве знать огневые возможности, материальную часть БМ и правила ее эксплуатации;
– знать основные характеристики самолетов (вертолетов) противника и своей авиации;
– знать правила стрельбы и принимать своевременное решение на уничтожение воздушных целей в любых условиях боевой обстановки;
– принимать целеуказание с командирского пункта, а при его отсутствии самостоятельно выбирать цели для обстрела;
– назначать расход ракет и вид огня;
– докладывать командиру подразделения об обнаруженных целях, их характеристиках, о результатах стрельбы и расходе ракет;
– при боевой работе в случае необходимости заменять оператора и выполнять его обязанности;
– руководить перемещением и маневром БМ в соответствии с указаниями командира подразделения;
– обеспечивать своевременное заряжание БМ ракетами.
Старший оператор обязан:
– знать огневые возможности, материальную часть БМ и правила ее эксплуатации;
– знать основные характеристики самолетов (вертолетов) противника и своей авиации;
– непрерывно вести наблюдение за воздушным противником в назначенном секторе, своевременно обнаруживать и опознавать воздушные цели;
– определять данные для стрельбы;
– правильно выбирать канал работы ГСН и способ сопровождения цели;
– проверять качество захвата ГСН цели и определять момент пуска ракеты;
– знать правила стрельбы, размеры зон пуска и уничтожать обнаруженные цели в любых условиях боевой обстановки;
– точно выполнять указания по ведению огня;
– наблюдать за результатами стрельбы и учитывать опыт предшествовавших стрельб;
– следить за расходом ракет и своевременно докладывать командиру БМ.
Механик-водитель обязан:
– выдерживать установленное место в походных и боевых порядках подразделения, умело преодолевать заграждения, естественные препятствия, а также водные преграды на плаву;
– вести БМ в соответствии с указаниями командира БМ и условиями местности, обеспечивать при движении наилучшие условия для ведения огня;
– осуществлять выход из колонны для обеспечения стрельбы с короткой остановки;
– проводить техническое обслуживание машины и системы электропитания;
– своевременно производить заправку машины горючим и охлаждающей жидкостью;
– своевременно обнаруживать и устранять неисправности машины и системы электропитания;
– по указанию командира БМ вести наблюдение за воздушным противником и докладывать об обнаруженных целях;
– докладывать командиру БМ о наличии горючего, смазочных материалов и неисправностях.
Весь личный состав боевого расчета должен знать тактико-технические характеристики СВН вероятного противника, а также своей авиации и уметь пользоваться средствами внутренней и внешней связи, приборами наблюдения, аппаратурой противоатомной защиты и навигационной аппаратурой.
Номера расчета БМ должны знать правила обращения с ракетами в контейнерах, умело производить заряжание и разряжание БМ.
- Меры безопасности при работе на комплексе
Меры безопасности при боевом использовании ЗРК БД «Стрела-10».
- К эксплуатации ЗРК «Стрела-10» допускаются только лица, твердо знающие устройство, правила эксплуатации и меры безопасности при работе на комплексе.
- ЗРК БД «Стрела-10» обеспечивает пуск ракет с суши. Стрельба на плаву запрещается.
- При всех работах с заряженной БМ не допускается нахождение посторонних людей, боеприпасов, взрывчатых и горючих веществ в радиусе 25 м от БМ.
- Не допускается проведение работ без штатных противопожарных средств.
- Следить за тем, чтобы крышки люков командира и механика-водителя находились в одном из фиксированных положений – закрытом (рис. 1) или открытом (рис. 2).
Рис. 1. Крышки люков командира БМ и механика-водителя в закрытом фиксированном положении.
Рис. 2. Крышки люков командира БМ и механика-водителя в открытом фиксированном положении.
- При переводе ПУ из походного положения в боевое не разрешается нахождение людей на крыше и в непосредственной близости от люльки.
- Заряжание и разряжение БМ следует производить в походном положении ПУ, при этом необходимо проявить особую осторожность в дождь и снегопад. Открытые крышки кормовых люков фиксировать тягами.
- При обледенении крыши заряжание следует проводить только в походном положении.
- Перед заряжанием и разряжениемБМ убедится в том, что тумблеры 24 В и 28 В на пульте оператора выключены (рис. 3).
Рис. 3. Пульт оператора.
- Тумблер УЧЕБНЫЙ – БОЕВОЙ на пульте оператора должен находиться в положении УЧЕБНЫЙ и переводиться в положение БОЕВОЙ только по команде старшего начальника перед пуском ракеты
- В случае появления неприятного запаха или дыма внутри БМ после пуска ракеты, включить на 2-3 минуты ФВУ или вентиляторы.
Запрещается:
– устанавливать тумблер БОЕВОЙ – ДЕЖУРНЫИ на пульте оперативного управления в положение БОЕВОЙ в походном положении ПУ (рис. 4);
Рис. 4. Пульт оперативного управления.
– держать ракету на занятиях в режиме БОРТ более 10 минут, а при температуре воздуха выше + 30°С – более 5 минут;
– касаться штыревой антенны (рис. 5) и производить ее замену при включенной радиостанции Р-123М;
– при работе аппаратуры оценки зоны на излучение держать люки БМ открытыми и находиться ближе 100 м в направлении излучения;
– производить замену отдельных блоков аппаратуры БМ, извлекать блоки из корпусов, отсоединять электрические разъемы, шланги и при включенном общем питании или на отдельной включенной аппаратуре;
– при работе на излучение держать люки командира БМ и механика-водителя в открытом состоянии;
– находиться в зоне ближе 100 м в направлении излучения (при работе АОЗ);
– производить ремонт блоков аппаратуры БМ внутри машины (кроме замены предохранителей и ламп);
– производить замену предохранителей, осветительных и сигнальных ламп при включенном питании, ставить предохранители, превышающие их указанный номинал, или пользоваться самодельными предохранителями;
– нарушать предусмотренные режимы работы аппаратуры запуска, радиопеленгатора и ракеты;
– включать напряжение питания при снятых крышках приборов;
Рис. 5. Боевая машина 9А34М.
– подстраивать элементы схем приборов отвертками с неизолированными ручками.
– производить резкие удары по корпусу и сильные толчки снаряженного контейнера;
– поднимать и переносить ракету одному человеку;
– устанавливать на люльку ракеты в контейнерах после их падения и ударов. Такие ракеты подлежат перепроверке согласно инструкции по эксплуатации ракеты.
– производить любые электромонтажные и ремонтные работы при наличии боевых ракет на направляющих;
– включать и выключать аппаратуру без указаний командира подразделения;
– производить работы с боевой ракетой при неисправной аппаратуре запуска, блокировок пусковой установки или системе электропитания;
– во время движения машины механику-водителю необходимо учитывать габариты комплекса и осторожно преодолевать места, имеющие ограничения по высоте. При возможности такие места надо объезжать или переводить ПУ в походное положение.
Действия экипажа в аварийных ситуациях:
Аварийными ситуациями являются:
– возникновение пожара на машине;
– несход ракеты после нажатия кнопки СЛЕЖЕНИЕ-ПУСК до второго упора;
– отказ приборов наведения;
– отказ источников питания боевой машины;
– отказ одного из блоков аппаратуры запуска;
– отказ одного из блоков аппаратуры оценки зоны.
В аварийных ситуациях действия подчинены приказам командира БМ.
В случае возникновения пожара на машине необходимо произвести аварийный сброс ракет, так как они могут угрожать безопасности экипажа. Если боевая машина находится в походном положении, решается вопрос о переводе ее в боевое положение в зависимости от места очага, пожара и возможности быстрого снятия контейнеров с пусковой установки и машины.
Боевые ракеты внутри машины эвакуируются в зависимости от обстановки, если же очаг пожара не удается ликвидировать, необходимо срочно покинуть машину и укрыться в безопасном месте.
В случае несхода ракеты после нажатия кнопки СЛЕЖЕНИЕ-ПУСК до первого упора необходимо выключить аппаратуру и находиться на рабочих местах не менее 15 мин. По истечении 15 мин. перевести пусковую установку в походное положение и снять неисправную ракету в контейнере с направляющих.
В случае отказа приводов наведения необходимо включить на ПО тумблеры 24 В, 28 В (рис.3) и выключатель массы АКБ ПУ, выявить неисправность и устранить ее.
Аварийный сброс ракет.
В случае необходимости аварийного сброса (пуска) ракет, находящихся на люльке ПУ, следует производить его в ручном режиме переключения постов, в боевом положении ПУ, в безопасном направлении и при угле возвышения ПУ не более 3-50 путем последовательного пуска ракет с проведением нижеследующих операций:
– закрыть входные люки;
– включить выключатель массы АКБ ПУ;
– установить на пульте оператора (рис. 6) переключатель РОД РАБОТЫ в одно из положений 1,2,3,4 в зависимости от номера поста с которого производят сброс;
– снять на ПО пломбу с крышки тумблера РЕЖИМ и установить его в положение БОЕВОЙ;
– включить на ПО тумблеры 24 В, 28 В, переключить ФОН установить в положение 3, должны загореться транспарант БОЕВОЙ, транспарант с номером включенного поста, лампа подсветки шкалы вольтметра и лампы КОНТР.ПЗ. ОХЛ. I, II;
– установить на ПО переключатель ПРИВОД – ВЫКЛ.- РУЧНОЕ в положение ПРИВОД, нажать гашетку включения привода и навести ПУ по направлению пуска;
Рис. 6. Пульт оператора.
– отпустить гашетку включения привода на пульте наведения (рис. 7,8), ПУ должна затормозиться.
Рис. 7. Пульт наведения ПН.
Рис. 8. Пульт наведения ПН (вид сбоку).
– снять пломбу и открыть крышку на ПО с надписью СБРОС нажатием на рычаг. Должна открыться передняя крышка контейнера с ракетой включенного поста;
– нажать на ПО кнопку СБРОС. Произойдет сброс ракеты и погаснет транспарант с номером включенного поста, а также лампы КОНТР.ПЗ.ОХЛ.1,П
В случае падения ракеты в контейнере на крышу машины, необходимо принять меры для ее сбрасывания на землю. Для чего, не открывая люков и стекла оператора, сделать несколько рывков машиной из стороны в сторону или придать ей крен не более 25°.
Тестовое задание
Назначение зенитного ракетного комплекса «Стрела-10»
для уничтожения визуально наблюдаемых самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей на высотах от 25 до 3500 м, дальностях от 800 до 5000 м, при курсовых параметрах до 3000 м
для уничтожения визуально наблюдаемых самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей на высотах от 25 до 4500 м, дальностях от 800 до 5000 м, при курсовых параметрах до 3000 м
для уничтожения визуально наблюдаемых самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей на высотах от 25 до 4500 м, дальностях от 800 до 6000 м, при курсовых параметрах до 3000 м
для уничтожения визуально наблюдаемых самолетов, вертолетов, крылатых ракет и других воздушных целей на высотах от 25 до 3500 м, дальностях от 800 до 6000 м, при курсовых параметрах до 3000 м
Какие средства входят в состав комплекса «Стрела-10»?
боевые; материального обеспечения; учебно-действующие
боевые; материального обеспечения; учебно-тренировочные
боевые; технического обслуживания; учебно-действующие
боевые; технического обслуживания; учебно-тренировочные
Боевой расчет БМ «Стрела-10»?
командира БМ, оператора, механика-водителя
командира БМ, оператора, механика
командира БМ, оператора поиска дальности, механика-водителя
командира БМ, оператора поиска дальности, механика
Скорость поражаемых целей на встречных курсах?
до 420 м/с
до 310 м/с
до 810 м/с
до 520 м/с
Боевые средства ЗРК «Стрела-10»?
боевая машина; зенитная управляемая ракета
боевая машина; аппаратура контроля оператора;
боевая машина; габаритно-весовые макеты ракет
боевая машина; контрольно-проверочная машина
Скорость поражаемых целей на догонных курсах?
до 420 м/с
до 310 м/с
до 810 м/с
до 520 м/с
Вероятность поражения цели одной ракетой?
0,5 – 0,6
0,6 – 0,7
0,8 – 0,9
0,9 – 1,0
Технические средства ЗРК «Стрела-10»?
зенитная управляемая ракета; машина технического обслуживания; система внешнего электропитания
зенитная управляемая ракета; машина технического обслуживания; аппаратура контроля оператора
контрольно-проверочная машина; машина технического обслуживания; система внешнего электропитания
контрольно-проверочная машина; машина технического обслуживания; аппаратура контроля оператора
Максимальная скорость передвижения по шоссе?
90 км/час
80 км/час
60 км/час
40 км/час
Максимальная скорость передвижения по бездорожью?
90 км/час
80 км/час
60 км/час
40 км/час
Учебно-тренировочные средства ЗРК «Стрела-10?
тренажер; аппаратура контроля оператора; учебно-действующие ракеты; габаритно-весовые макеты ракет
тренажер; зенитная управляемая ракета; учебно-действующие ракеты; габаритно-весовые макеты ракет
тренажер; аппаратура контроля оператора; учебно-действующие ракеты; система внешнего электропитания
тренажер; аппаратура контроля оператора; учебно-действующие ракеты; зенитная управляемая ракета
Максимальная скорость передвижения на плаву?
4-5 км/час
5-6 км/час
6-7 км/час
7-8 км/час
Базовая машинаЗРК «Стрела -10»?
Бронированная разведывательно – дозорная машина (БРДМ)
Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ)
Гусеничная машина ГМ-575
Урал-375
Возимый боевой комплект БМ «Стрела- 10» составляет:
10 ракет
6 ракет
8 ракет
4 ракеты
Боевой комплект БМ «Стрела-10» составляет:
8 ракет
6 ракет
10 ракет
4 ракеты
Если вы считаете, что эта заметка была вам полезна и вас заинтересовала, тогда делитесь и пишите комментарии.