НПП КРАКОВ


Децентрализация в дорожной отрасли: победа или поражение?

Децентрализация в дорожной отрасли: победа или поражение?

 

«Дорожный фонд и децентрализация — это новая конституция дорожной отрасли страны, которая полностью изменит систему ее управления. Это новые возможности и новая ответственность», — заявил в свое время и.о. руководителя Укравтодора Славомир Новак.

Добавить нечего — дорожная отрасль должна зажить по-новому, главное понять, произошли ли анонсированные изменения в том объеме и качестве, о которых было заявлено.

Действительно заработал Дорожный фонд, который предусматривает защищенное финансирование дорожной отрасли. В рамках децентрализации на областной уровень передана сеть автодорог вместе со значительными средствами на их ремонт и содержание. Однако результаты мониторинга процесса децентрализации в дорожной отрасли и анализа информации, предоставленной облгосадминистрациями, приводят к неутешительным выводам, неоднократно озвученным как министром инфраструктуры Владимиром Омеляном, так и руководством Укравтодора.

Так, на брифинге 29 мая т.г. и на совещании с представителями облгосадминистраций и руководителями служб автомобильных дорог в областях 21 июня т.г. говорилось о критически низком проценте освоения облгосадминистрациями средств Дорожного фонда. На то время этот показатель не превышал 24% средств, перечисленных на счета областных бюджетов. Также поднимались вопросы низкого качества подготовки перечней объектов строительства, реконструкции, капитального и текущего среднего ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности. Отдельные перечни требовали доработки, а некоторые области вообще их не подали.

В настоящее время несмотря на решение большинства проблем с документами, из полученных облгосадминистрациями 8,3 млрд грн. за выполненные работы перечислено около 6 млрд грн.: процент освоения облгосадминистрациями средств Дорожного фонда составляет 72% общего объема направленных на счета ОГА средств. При этом доля освоения средств предусмотренной в госбюджете субвенции (11,5 млрд грн.) составила 82%: в остатке на счетах ОГА учитываются средства субвенции на общую сумму почти 2,3 млрд грн.

Для всех участников рынка, экспертов и общественности очевидно, что полученный результат оставляет желать лучшего: децентрализация в дорожной отрасли произошла, но только на уровне Укравтодора, не произошло самого главного — не изменилась система управления автодорогами.

В то же время, по словам руководства Укравтодора, ситуация была прогнозируемой: “Первый год будет непростым. В областях будут изучать свои новые обязанности, Укравтодор будет продолжать помогать… “, — отмечали в дорожном ведомстве в начале реформы.

Главной причиной сложившегося положения дел в управлении дорогами и использовании облгосадминистрациями средств Дорожного фонда является отсутствие в ОГА эффективной системы управления переданными им дорогами. В настоящее время облгосадминистрации все еще находятся в процессе разработки действенной и эффективной модели системы управления дорогами. На так называемый «переходный период» — до 1.07.2018 г. — за вопросы управления дорогами и освоения средств облгосадминистрациями в большинстве областей отвечали региональные службы Укравтодора.

Понимая важность решения указанной проблемы, экспертами Комитета дорожного хозяйства Экспертного совета при Мининфраструктуры были подготовлены предложения по построению оптимальной модели системы управления дорогами на местах, эффективность которой подтверждена практическим опытом ее применения Хмельницкой и Харьковской ОГА.

Предложенная модель системы управления автодорогами общего пользования местного значения предполагает два основных принципа:

— балансодержатель автодорог — соответствующее подразделение ОГА, формирующее региональную политику по развитию сети дорог;

— заказчик работ — госпредприятие, создаваемое по решению ОГА именно для реализации функций заказчика дорожных работ на сети автодорог, переданных в управление ОГА.

Такая модель является оптимальной как в организационном, так и в экономическом плане. Она эффективна, действенна и устойчива к большинству рисков, в т.ч. коррупционного характера.

Наработанные предложения были представлены на совещании в Мининфраструктуры 21 июня т.г. и сопровождались рекомендациями облгосадминистрациям, Мининфраструктуры и Укравтодору принять их к разработке и учету. К сожалению, указанные предложения до настоящего времени остались невостребованными ни министерством, ни Укравтодором.

Со стороны облгосадминистраций ситуация кардинально иная — имеется большой интерес к данным предложениям: в рабочем порядке эксперты Комитета предоставляют консультации по внедрению предложенной модели системы управления дорогами.

Эффект от ее внедрения позволит качественно изменить ситуацию с состоянием автодорог, обеспечить эффективное планирование и выполнение дорожных работ, повысить безопасность движения и позволит эффективно реализовывать государственную политику и стратегию развития дорог на территории страны.

Задачей всех органов власти является консолидация усилий в построении на уровне ОГА новой, эффективной модели системы управления автомобильными дорогами местного значения. Министерство и Укравтодор в рамках реализации государственной политики должны разработать и предложить ОГА единую унифицированную модель системы управления местными дорогами. За основу предлагается взять предложенную модель системы управления или разработать альтернативную модель.

Автор: эксперт Комитета дорожного хозяйства Экспертного совета при Министерстве инфраструктуры Максименко Виталий

Если вы считаете, что эта заметка была вам полезна и вас заинтересовала, тогда делитесь и пишите комментарии.

Добавить комментарий