НПП КРАКОВ


Зенитный ракетный комплекс 2К12 Куб

ЗРК "Куб"

Разработка ЗРК “Куб” была задана Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 18 июля 1958 г. Cамоходный зенитный ракетный комплекс “Куб” (2К12) предназначен для защиты Сухопутных войск, в основном – танковых дивизий, от средств воздушного нападения, летящих на средних и малых высотах. Комплекс “Куб” должен был обеспечить поражение воздушных целей, летящих со скоростями 420-600 м/с на высотах от 100-200 м до 5-7 км на дальностях до 20 км при вероятности поражения цели одной ракетой не менее 0,7.

Разработчиком ЗРК “Куб” в целом был определен Научно-исследовательский институт приборостроения, эта же организация вела работы по созданию самоходной установки разведки и наведения (главный конструктор установки А.А.Растов) и полуактивной радиолокационной головки самонаведения ракеты (главный конструктор головки Ю.Н. Вехов, с 1960 года – И.Г.Акопян). Главным конструктором комплекса назначили начальника ОКБ-15 В.В.Тихомирова, самоходная пусковая установка создавалась под руководством главного конструктора А.И.Яскина в СКБ-203 Свердловского СНХ, гусеничные шасси для боевых средств комплекса создавались в КБ Мытищинского машиностроительного завода – (ММЗ) Московского областного СНХ, главный конструктор шасси Н.А.Астров. Специалисты ММЗ разработали шасси на базе зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 в двух модификациях: для размещения пусковой установки и для станции обнаружения и наведения. Вес шасси станции обнаружения – 15 тонн, грузоподъемность до 5 тонн. Расчётная максимальная скорость – 50 км/час. Боевой вес самоходной пусковой установки с тремя ракетами – 19 тонн. Предусматривалась установка газотурбинных агрегатов электропитания мощностью: 40 л.с. для пусковой установки; 80 л.с. для станции обнаружения. Было обеспечено дублирование электропитание с отбором мощности от основного двигателя шасси. По данным к 25.09.1962 года, Мытыщинским заводом была произведена разработка специального колёсного шасси для размещения ракетного комплекса “Куб”, с целью повышения долговечности шасси комплекса и некоторого снижения его веса.

Зенитную управляемую ракету для комплекса поручили создать КБ завода №134 ГКАТ, разработка ракеты комплекса “Куб” была начата под руководством главного конструктора И.И.Торопова.

Первые испытания комплекса, начатые в конце 1959 года, выявили ряд недостатков:

  • недостаточная можность привода ГСН и некачественное исполнение ее обтекателя;
  • неудачная конструкция воздухозаборников;
  • некачественное теплозащитное покрытие внутренней поверхности титанового корпуса камеры дожигания, в резальтате вместо титана стали использовать сталь.

Последовали так называемые “оргвыводы”. В августе 1961 г. И.И.Торопова сменили на А.Л.Ляпина, в январе 1962 г. место трижды лауреата Сталинской премии В.В.Тихомирова занял Ю.Н.Фигуровский. Однако разгон зачинателей разработки не привел к ускорению работ. К началу 1963 г. из 83 запущенных ракет только 11 были оснащены ГСН. При этом удачно завершилось всего 3 пуска.

В 1964 г. пуски ракет проводились в более или менее штатном исполнении, но наземные средства ЗРК еще не укомплектовали аппаратурой связи, увязки взаимного местоположения. К середине апреля 1964 г. провели первый успешный пуск ракеты, укомплектованной боевой частью. Удалось сбить мишень – Ил-28, летящий на средней высоте. В дальнейшем пуски были, как правило, удачными, а точность наведения ракет на цель просто восхищала участников испытаний. С января 1965 г.по июнь 1966 г. на Донгузском полигоне (начальник полигона М.И.Финогенов) под руководством комиссии, которую возглавлял Н.А.Карандеев, провели совместные испытания комплекса.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 января 1967 г. комплекс был принят на вооружение войск ПВО Сухопутных войск.

Состав:

В состав ЗРК “Куб” входят следующие боевые средства:

  • Зенитная управляемая ракета 3М9 (см. схему);
  • Cамоходная установка разведки и наведения 1С91;
  • Самоходная пусковая установка (СПУ) 2П25.

ЗУР 3М9

ЗУР 3М9 Как и ЗУР комплекса “Круг”, ракета 3М9 выполнена по схеме “поворотное крыло”. Однако, в отличие от ракеты ЗМ8, на ЗУР 3М9 для управления дополнительно использовались расположенные на стабилизаторах рули. В результате реализации данной схемы удалось уменьшить размеры поворотного крыла, снизить необходимую мощность рулевых машинок и использовать более легкий пневматический привод вместо гидравлического.

Ракета была оснащена полуактивной радиолокационной головкой самонаведения 1СБ4, которая захватывала цель со старта, сопровождала ее по частоте Доплера в соответствии со скоростью сближения ракеты с целью и вырабатывала управляющие сигналы для наведения ЗУР на цель. ГСН размещалась в передней части ракеты, при этом диаметр антенны приближался к размеру миделя ЗУР. За ГСН устанавливалась боевая часть, а далее – аппаратура автопилота и двигатель.

Наведение ракеты 3М9 (3М9М) на цель производится по методу пропорциональной навигации, который заключается в том, что полет ракеты в точку встречи с движущейся целью происходит по траектории, на которой угловая скорость поворота вектора скорости ракеты пропорциональна угловой скорости поворота линии “ракета-цель” (линии визирования).

Начальное наведение антенны радиолокационной головки самонаведения на цель, когда ракета находится на самоходной пусковой установке, производится по сигналам со счётно-решающего прибора, расположенного на СПУ.

Ракета была оснащена комбинированной двигательной установкой. Впереди располагался камера газогенератора с зарядом двигателя маршевой (второй) ступени 9Д16К. Продукты сгорания заряда газогенератора поступали в камеру дожигания, где остатки горючего сгорали в потоке воздуха, входящего через 4 воздухозаборника. Входные устройства воздухозаборников, рассчитанных на сверхзвуковые условия работы, оснащались коническими центральными телами. На стартовом участке, до включения маршевого двигателя, выходы каналов воздухозаборников в камеру дожигания были закрыты стеклопластиковыми заглушками.

В камере дожигания размещался твердотопливный заряд стартовой ступени – обычная шашка с бронированными торцами (длиной 1,7 м и диаметром 290 мм, с цилиндрическим каналом диаметром 54 мм) из баллиститного топлива ВИК-2 массой 172 кг. Так как газодинамические условия работы твердотопливного двигателя на стартовом участке и ПВРД на маршевом участке требовали различной геометрии сопла камеры дожигания, по завершении работы стартовой ступени (длительностью 3-6 секунд) предусматривался отстрел внутренней части соплового аппарата со стеклопластиковой решеткой, удерживающей стартовый заряд.

Подрыв осколочно-фугасной боевой части 3Н12 массой 57 кг (разработка НИИ-24) производился по команде автодинного двухканального радиовзрывателя непрерывного излучения 3Э27, созданного в НИИ-571.

Длина ракеты составляла около 5,8 м при диаметре 330 мм. Для обеспечения перевозки собранной ракеты в контейнере 9Я266 применили складывание левых и правых консолей стабилизаторов навстречу друг другу.

Cамоходная установка разведки и наведения 1С91

Cамоходная установка разведки и наведения 1С91

В состав самоходной установки разведки и наведения 1С91 входили две радиолокационные станции – РЛС обнаружения воздушных целей и целеуказания 1C11 и РЛС сопровождения цели и подсвета 1С31, а также средства, обеспечивающие опознание целей, навигацию, топопривязку, взаимное ориентирование, радиотелекодовую связь с самоходными пусковыми установками, телевизионно- оптический визир, автономный источник электропитания (использовался газотурбинный электрогенератор), системы подъема антенны и горизонтирования.

Антенны РЛС располагались в два яруса – сверху антенна станции 1С31, ниже – 1C11 – и могли вращаться по азимуту независимо друг от друга. Для уменьшения высоты самохода на марше цилиндрическое основание антенных устройств убиралось внутрь корпуса гусеничной машины, а антенное устройство РЛС 1С31 разворачивалось вниз, располагаясь позади антенны станции 1С11.

Станция 1С11 представляла собой когерентно-импульсную РЛС кругового обзора (скорость обзора – 15 об./мин) сантиметрового диапазона с двумя независимыми работающими на разнесенных несущих частотах волноводными приемо-передающими каналами, излучатели которых были установлены в фокальной плоскости единого антенного зеркала. Обнаружение, опознание цели и целеуказание станции сопровождения и подсвета обеспечивалось при нахождении цели на дальностях от 3 до 70 км и на высотах от 30 до 7000 м при импульсной мощности излучения 600 кВт в каждом канале, чувствительности при-емников порядка 10Е-13 Вт, ширине лучей по азимуту около 1 град и суммарном секторе обзора по углу места около 20 град. Для обеспечения помехозащищенности в станции 1С11 были предусмотрены:

  • системы селекции движущихся целей (СДЦ) и подавления несинхронных импульсных помех
  • ручная регулировка усиления приемных каналов;
  • модуляция частоты повторения импульсов;
  • перестройка частоты передатчиков.

Станция 1С31 также состояла из двух каналов с излучателями, установленными в фокальной плоскости параболического отражателя единой антенны – сопровождения цели и подсветка цели. По каналу сопровождения цели станция имела импульсную мощность 270 кВт, чувствительность приемника порядка 10Е-13 Вт, ширину луча около 1 град. Среднеквадратичная ошибка (СКО) сопровождения цели по угловым координатам составляла около 0,5 д.у., по дальности – около 10 м. Станция могла захватывать на автосопровождение самолет типа “Фантом-2” с вероятностью 0,9 на дальности до 50 км. Защита от пассивных помех и отражений от земли осуществлялась системой СДЦ с программным изменением частоты повто-рения импульсов, от активных помех – использованием метода моноимпульсной пеленгации целей, системы индикации помех и перестройкой рабочей частоты станции. В том случае, если станция 1С31 все-таки подавлялась помехами, можно было сопровождать цель по угловым координатам с помощью телевизионного оптического визира, а информацию о дальности получать от РЛС 1C11. В станции предусмотрели специальные меры для устойчивого сопровождения низколетящих целей. Передатчик подсвета цели (и облучения ГСН ракеты опорным сигналом) генерировал непрерывные колебания и обеспечивал надежную работу ГСН ракеты.

Оборудование самоходной установки разведки и наведения размещалась на шасси ГМ-568. Масса самоходной установки разведки и наведения с боевым расчетом из 4 человек составляла 20,3 т.

Пусковая установка 2П25

Самоходная пусковая установка 2П25

На самоходной пусковой установке 2П25 (см. схему), размещенной на шасси ГМ-578 устанавливались лафеты с тремя направляющими для ракет и электрическими силовыми следящими приводами, счетно-решающий прибор, аппаратура навигации, топопривязки, телекодовой связи, предстартового контроля ЗУР, автономный газотурбинный электроагрегат. Электрическая стыковка самоходной пусковой установки с ракетой производилась посредством двух разъемов ракеты, которые срезались с помощью специальных штанг в начале движения ракеты по направляющей балке. Предстартовое наведение ракет в направлении упрежденной точки встречи ЗУР с целью производилось приводами лафета, отрабатывающими данные от самоходной установки разведки и наведения, которые поступали на самоходную пусковую установку по радиотелекодовой линии связи.

В транспортном положении ЗУР располагались хвостовой частью вперед по ходу самоходной пусковой установки. Масса самоходной пусковой установки с тремя ракетами и боевым расчетом из 3 человек на борту составляла 19,5т.

См.на нашем сайте:

Характеристики:
Зона поражения, км:
– по дальности
– по высоте
– по параметру
6-8..22
0,1..7
до 15
Вероятность поражения цели типа истребитель одной ЗУР 0,7
Максимальная скорость поражаемых целей м/с 600
Время реакции, с: 26..28
Скорость полета ЗУР, м/с 600
Длина ракеты, мм 5850
Размах крыльев, мм 932
Размах стабилизаторов, мм 1214
Диаметр корпуса ракеты, мм 330
Диаметр по воздухозаборникам, мм 561
Стартовая масса ракеты, кг 605
Масса боевой части, кг 57
Канальность по цели 1
Канальность по ЗУР 2-3
Время развертывания(свертывания), мин 5
Число ЗУР на боевой машине 3
Гарантийный ресурс работы основных блоков и агрегатов ракеты 3М9
Ресурс работы радиолокационной головки самонаведения (РГС) 1СБ4 в режиме предварительного включения, часов 295
Ресурс работы радиолокационной головки самонаведения (РГС) 1СБ4 в режиме полного включения, часов 55
Ресурс работы автопилота (АП) 1СБ6, часов 55
Ресурс работы радиолокационного взрывателя (РВ) 3Э27, часов 55, в том числе по 9 часов с каждым включенным автодином
Ресурс работы турбогенератора (ТГ) 9Б137 2 часа 45 минут
Испытания и эксплуатация:

ЗРК “Куб” производился с 1967 по 1982 год, поставлялся на экспорт и широко использовался в боевых действиях. Первый успех к нему пришел в 1973 году во время арабо-израильской войны , когда египтяне огнем этих комплексов уничтожили почти половину военно-воздушного флота Израиля. Эти огромные потери заставили ВВС Израиля искать средства борьбы и тактические приемы для противодействия этой угрозе. В большей степени, найденная тактика базировалась на прямой атаке ЗРК с использованием недостатков комплекса, заключавшихся в ограниченных возможностях перехвата целей на малых высотах и малой скорости сканирования РЛС (см. схема атаки одним самолетом, атаки парой самолетов).

К концу боев, окончательный итог был таков: потеря 110 израильских самолетов, уничтожение 40 систем ПВО разного типа.

В 1982, когда началась война в Ливане под кодовым названием “Мир Галилее”, это надежное оружие уже устарело. Системе ПВО Сирии Израиль противопоставил скоординированную систему войны “реального масштаба времени”; войны, в которой авиаразведка, распределение ее результатов атакующим силам и сами удары выполнялись почти одновременно в быстрой последовательности, в совокупности с обширным использованием систем РЭБ. Широко использовались беспилотные летательные аппараты (см. схему ). Это позволило израильтянам уничтожить почти все батареи ЗРК в этом районе, таким образом, лишив сирийские бронетанковые силы прикрытия с воздуха.

ЗРК “Куб” были и на вооружении ПВО Югославии в 1999 году во время варварских бомбардировок этой страны силами НАТО. К тому времени они уже были хорошо изучены специалистами западных стран в ходе предыдущих вооруженных конфликтов, поэтому задача борьбы с ними существенно облегчалась. В ходе завоевания превосходства в воздухе авиацией НАТО большинство наносимых ею ударов выполнялись в ночное время, когда оптические и телевизионные каналы ЗРК не функционировали. В итоге ЗРК “Куб” оказались уязвимыми для современного высокоточного оружия. Так, их станции наведения ракет обычно полностью подавлялись мощной активной шумовой помехой во всем диапазоне рабочих частот. Расчетам ЗРК приходилось вести обнаружение, захват и сопровождение целей по телеоптическому визиру, что было малоэффективно в ночных условиях боя. При попадании противорадилокационных ракет или управляемых авиабомб они уничтожались, как правило, вместе с личным составом, так как и РЛС обнаружения, и боевой расчет ЗРК “Куб” размещены на одном шасси. К тому же броневая защита оказалась неэффективной, а в верхней части машины она просто отсутствовала, между тем воздействие поражающих факторов высокоточного оружия шло именно с верхней полусферы. В ходе отражения авианалетов было потеряно три батареи ЗРК ”Куб”.

В Словакии эксплуатировался и до сих пор может эксплуатироваться комплекс серии “Куб” (“Куб-М2”), в состав которого входит самоходная пусковая установка 2П25М2 с тремя ракетами 3М9МЕ или 3М9МЭ.

Если вы считаете, что эта заметка была вам полезна и вас заинтересовала, тогда делитесь и пишите комментарии.

Добавить комментарий