Все еще думаете, что самокат – это для детей? Представьте ситуацию, что вы выходите из метро и до работы вам 20 минут идти пешком, или ехать одну-две остановки в переполненном общественном транспорте, или… можно взять в аренду электросамокат. Возьмете? В Соединенных Штатах это уже стало привычным делом, пишет НПП КРАКОВ со ссылкой на ЦТС.

Вслед за сервисами по прокату велосипедов и сигвеев, аренда электросамокатов становится все более популярным направлением микромобильности в мире. Часто самокат используют на “последней миле”, чтобы проехать от того же метро к офису, например. В Европе сервис больше популярен среди туристов. В целом, этот рынок стал развиваться совсем недавно – впервые электросамокаты напрокат стали предоставлять осенью 2017 года в Санта-Монике (Калифорния, США).

Сегодня на американском рынке между собой конкурируют две крупные компании – Lime и Bird, которые оцениваются более, чем в 1 млрд долл. В некоторых городах эту волну подхватывает и Uber, например, в Лос-Анджелесе через сервис можно не только вызвать машину, но и арендовать самокат. По стопам Uber пошел и другой сервис заказа такси – Lyft. Всего в США на сегодня функционируют не менее одиннадцати операторов по аренде электросамокатов, развивается этот бизнес и в странах ЕС. Среди заметных компаний называются Skip, Spin, Dott, Yellow, Grin, Tier.

Но, несмотря на стремительную экспансию в Америке и Европе, у таких сервисов есть масса проблем.

Как это устроено?

Сервис аренды самокатов устроен по привычной шеринговой модели – скачиваешь приложение, “привязываешь” банковскую карту и готово – можно начинать пользоваться транспортным средством. В приложении видно месторасположение ближайшего самоката или их станцию. В США стоимость начинается от от 15 центов за минуту, плюс 1 долл. за сам факт аренды. В Западной Европе – та же цена, только в евро. В Польше немного дешевле – 3 злотых за аренду и 0,5 злотых в минуту.

Собеседница ЦТС Юлия Демченко рассказывает о своем опыте аренды самокатов во Вроцлаве: “Самокаты были брендированные, мы интуитивно поняли, что надо загрузить в смартфон приложение с аналогичным названием фирмы. Далее зарегистрировались, добавили реквизиты банковской карты для оплаты. Сам интерфейс очень понятен: сканируешь Qr-код, нанесенный на самокате, он разблокируется, – и можно отправляться. Самокаты доступны двух габаритов – я выбрала маленький, большой не смогла удержать в руках, а тем более, им управлять”, – делится она.

Еще один наш читатель и опытный путешественник Евгений Бабенко добавляет, что на карте видно все самокаты, и даже указывается, сколько времени нужно, чтобы пройти пешком до ближайшего. “Кроме того на карте виден уровень заряда аккумулятора, на сколько минут езды его хватит, а также тариф на прокат самоката”, – отмечает Евгений.

Screenshot_20190312_112910_com.limebike

Основной плюс самокатов в том, что ездить на них и правда могут даже дети, и для этого не нужно специально учиться. В отличие от гироскутеров, сигвеев, гиробордов и моноколес, которые были на пике популярности еще не так давно, самокаты считаются более безопасными, но от травм все равно никто не застрахован. По словам Евгения Бабенко, в управлении самокат предельно прост – под правой рукой рукоятка газ, под левой – ручной тормоз. На дороге очень устойчив. Максимальная скорость в разных городах установлена разная. В Варшаве и Малаге это были 25 км/час, в Вене – 18,5 км/час. “В горку ползет очень медленно – мои 95 кг при подъеме на небольшой холм вез со скоростью 5-6 км/час, а вот на спуске сам притормаживает, когда скорость превышает максимум”, – делится своим опытом наш читатель.

Какие проблемы?

Первая и основная проблема – это кражи. Электросамокаты легкие и компактные – украсть их не представляет особого труда. Вытягиваешь GPS-трекер и продаешь на eBay или в Dark Web. В США желающих продать ворованные самокаты так много, что цена на них составляет всего около 50 долл. Для сравнения, новый из магазина стоит около 500 долл.

Еще одна важная проблема – брошенные на улицах электросамокаты захламляют город. Во многих городах, попользовавшись самокатом, его можно оставлять где угодно, не привязываясь к специальным парковкам, поэтому их и бросают где попало, иногда прячут умышленно. На этом фоне даже появилась новая профессия – патрульные, которые следят за правильной парковкой самокатов. Компания Lime организовала такие патрули во всех польских городах, где работает сервис – в Варшаве, Вроцлаве, Познани. Работники должны бродить по городу в поисках потерявшихся самокатов, а также тех, что мешают прохожим и другим пользователям городского транспорта.

20190322135337limepatrol1Lime.jpg_678-443

“В Малаге самокаты очень популярны у туристов, которые катаются по большой пешеходной части города и набережной. Проблемой является то, то самокаты туристы бросают где попало – прямо у входов в музеи, храмы. С этим борется охрана заведений и полиция. В Вене нашли другой способ – на карте города в приложении есть “красные зоны”, где сосредоточены основные достопримечательности, и когда пользователь первый раз берет в Вене самокат, то ему на почту приходит письмо с предупреждением, что оставить самокат в “красной зоне” стоит 25 евро. Простой и действенный способ поддержания дисциплины”, – рассказывает Евгений Бабенко.

Screenshot_20190328_132938_com.limebike (002)

Помимо “сборщиков” самокатов, в Америке есть еще одна профессия – “подзарядчики”. Поскольку ночью самокатами пользоваться нельзя, то люди могут ездить по городу, собирать самокаты, заряжать их и к утру возвращать на станции. Lime платит по 12 долл. за каждую зарядку самоката, у Bird вы получаете от 5 до 25 долл., в зависимости от города и от локации самоката.

Жители Лос-Анджелеса рассказывают, что у них на самокатах все помешались, особенно туристы, но водителям автомобилей это не очень по душе. “Они ездят как хотят – по дорогам, тротуарам. Красный свет им не помеха. При этом ездят без шлемов, а это опасно”, – рассказывает еще одна наша собеседница – Кристина. Она добавляет, что самокаты в городе на каждом углу, и это, наверняка, удобно, но для них нужно создать отдельные правила, возможно, выделить дорожки, как для велосипедистов, чтобы они не мешали остальным участникам движения и пешеходам.

В Санта-Монике электросамокаты даже стали причиной транспортного коллапса. В 2018 году всего за пять недель маленькие двухколесные транспортные средства стали причиной 281 дорожно-транспортного происшествия, привели к 97 судебным искам, а также неоднократным вызовам скорой помощи по поводу падений с самоката. А вот в Нью-Йорке, например, самокаты и вовсе нелегальны. Нарушители могут получить гражданский штраф в размере 500 долл., если будут пойманы, а их скутеры могут быть конфискованы. Но многих жителей Нью-Йорка это не слишком заботит.

Самокаты в Киеве?

Многие говорят, что самокаты не решают урбанистических проблем. Они все же не слишком безопасны, неудобны для передвижения на длинные расстояния, медленные и сложно уживаются со всем остальными “жителями” дорог и тротуаров. Кроме того, перемещаясь на самокате, невозможно взять с собой вещи.

Для Украины прокат самокатов вообще кажется делом вряд ли перспективным, хотя многие и не отказались бы от наличия такой услуги в наших городах. У нас только недавно запустился сервис шеринга автомобилей и велосипедов. С последним было много трудностей как раз на почве воровства и вандализма.

1

Юлия Демченко считает, что на данном этапе развития транспортной инфраструктуры Киева у нас этот сервис вряд ли прижился бы, в том числе, по причине отсутствия необходимой инфраструктуры. “В Польше везде велосипедные дорожки и светофоры для велосипедистов. Ты спокойно едешь – не мешаешь прохожим, не рискуешь жизнью на автомобильных дорогах. И на 100% уверена, что электросамокаты у нас будут воровать”, – отмечает она.

О высоком уровне воровства говорит и руководитель Nextbike в Киеве Алексей Кушка. “Вероятно, краж электросамокатов будет еще больше, чем велосипедов. Ведь скутер меньше и легче”, – предполагает он. В целом, Алексей считает сегмент двухколесного электротранспорта перспективным, но в то же время у такого вида транспорта есть отличия, а значит для его развития нужна другая инфраструктура.