НПП КРАКОВ


Техосмотр автомобилей в Украине будут проводить прямо на дороге

Министерство инфраструктуры опубликовало у себя на сайте проект Закона о техосмотре – обязательном техническом контроле (ОТК) транспортных средств. НПП КРАКОВ от AUTO-Consulting стало известно, что сейчас проходит его обсуждение, и хотелось бы обратить внимание на неоднозначный возврат проверок на дорогах, которые могут испортить владельцам авто нервы и вылиться в копеечку.

Чтобы наши читатели знали, о каком Законе идет речь, даем его полное название: “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України у сфері безпеки експлуатації колісних транспортних засобів відповідно до вимог Угоди про асоціацію між Україною, з однієї сторони, та Європейським Союзом, Європейським співтовариством з атомної енергії і їхніми державами-членами, з іншої сторони”.

Ссылка на Соглашение об Ассоциации Украины и ЕС в названии вовсе не случайна. Чтобы никто даже не подумал отправить этот законопроект в мусорную корзину. А вот обсуждать – обсуждайте.

Но начать, пожалуй, надо с того, что согласно Директиве ЕС, регламентирующий порядок проведения ОТК, на которую опираются украинские законодатели, придорожному техосмотру подлежит только коммерческий транспорт. Однако, в тексте проекта Закона (ПЗ) эти нормы прописаны так, что внеочередному придорожному ОТК подлежат все ТС, зарегистрированные в Украине. Эта двоякость не сулит автомобилистам ничего хорошего.

Многие еще помнят, как проверку технического состояния авто на дорогах проводили инспекторы ГАИ. Они “технологично” останавливали автомобиль, просили поставить машину на ручник, и толкали ее ногой в бампер, проверяя, держит тормоз или нет. При этом, по дорогам абсолютно спокойно ездили “убитые корчи”. Причем, с талонами о прохождении техосмотра на лобовом стекле.

Из текста проекта Закона не совсем понятно, кто будет проводить придорожную проверку. Предлагается создать и утвердить открытый реестр аттестованных должностных лиц, которые имеют право осуществлять придорожные проверки. То есть, можно предположить, что это будет не только патрульная полиция. А, возможно, патрульную полицию и вовсе не станут наделять такими правами, ведь для подобной проверки надо пройти соответствующую подготовку и получить аттестацию эксперта. Хотя, если вспомнить инспекторов ГАИ, то они были экспертами, что называется, на все руки и практически во всех областях.

Тем не менее, придорожных проверок предлагается проводить много – не менее 5% от общего количества зарегистрированных транспортных средств. А это значит, что появится новый повод для законной остановки автомобиля.

Что же планируется проверять во время придорожной проверки?

1) прошел ли автомобиль обязательный плановый ОТК талона на лобовом стекле мало;

2) визуальный осмотр автомобиля

3) технические исследования (какие?), в том числе используя средства диагностики (в т.ч. измерительной техники).

4) планируют проверять, устранены ли несоответствия, выявленные при предыдущих придорожных проверках. То есть – снова то же, что и ОТК. Но конкретики нет.

После подобной дорожной проверки, ТС не подлежит такой проверке в течение 3-х месяцев. Но остановить, чтобы это выяснить (что вас вчера уже проверили), все равно могут.

Помимо этого, предусмотрена (предлагается в ПЗ) еще и углубленная проверка на станции, если у проверяющего возникнут какие-то сомнения. Ее проводят за счет Бюро (о нем ниже). А если водитель отказывается терять время и проходить такую проверку, его техосмотр (ОТК) аннулируется. И дальше начинают работать штрафы.

Что конкретно будут проверять (пока неизвестно кто) не понятно. В проекте Закона это четко не прописано. Но можно предположить, что этот перечень будет таким же, как и при внеплановой проверке соответствия ОТК, которая также предусмотрена в законе. А именно: систему подвески, систему управления, систему подушек безопасности интересно, как будут проверять , систему торможения, деформирован ли кузов, соответствует ли переоборудование (установка ГБО, например) записи в техпаспорте авто.

Как проверяющие будут определять, проходил данный автомобиль придорожную проверку или нет в последние 3 месяца тоже не прописано. Не говоря уже о том, что всегда есть дежурные вопросы вроде наличия огнетушителя и аптечки, ведь законопроект предусматривает проверку комплектации ТС. Также проверяющие могут, например, обратить внимание на не соответствие заводской комплектации. А в коммерческом транспорте – надежность крепления груза. То есть – придорожная проверка дает широкое поле возможностей для появления так называемой коррупционной составляющей.

Специальное Бюро, за счет которого в проекте закона предлагается проводить углубленную придорожную проверку, пока не создано. Эта новая некоммерческая организация по безопасной эксплуатации колесных транспортных средств должна объединить все пункты проведения ОТК и будет собственником и распорядителем Реестра Исполнителей, а также собственником Реестра действующих пунктов проведения проверки ТС.

Канувший в Лету техосмотр, потому и отменили, что в последние годы своего существования он практически не имел никакого отношения к безопасности дорожного движения. Теоретически (и все автомобилисты на это надеялись) перезагрузка техосмотра под названием ОТК должна была бы оптимизировать данный процесс, удалить из него коррупционные составляющие и повысить безопасность на дорогах. Поэтому, удивляет, что разработчики Законопроекта изначально не исключают коррупционной составляющей и сами не верят, что предлагаемая ими система техосмотра действительно будет работать. Ведь по большому счету для этого в Законопроекте нет никаких объективных стимулов и новых решений. Отсюда, видимо, и появилось предложение вернуть проверки на дорогах, чтобы отлавливать тех, кто купил талон ОТК или уклонился от техосмотра. Все это мы уже проходили.

Если вы считаете, что эта заметка была вам полезна и вас заинтересовала, тогда делитесь и пишите комментарии.

Добавить комментарий