НПП КРАКОВ


Последствия отсутствия правил передвижения на электросамокатах

К чему может привести отсутствие правил передвижения на электросамокатах.

Сегодня уже никого не удивляет человек на моноколесе или электросамокате, свободно передвигающийся по городу. Можно встретить такого «водителя» как на пешеходной части улицы, так и на автомобильных дорогах рядом с другими транспортными средствами.

Спрос формирует предложение – и на днях НПП КРАКОВ от Mind стало известно, что ведущая европейская транспортная платформа Bolt анонсировала запуск в Украине новой услуги – прокат электросамокатов. До весны 2020 года сервис будет работать в тестовом режиме в инновационном парке UNIT.City.

Но действительно ли город готов к массовому использованию персональных электротранспортных средств (PEV), ведь они могут развивать скорость свыше 50 км/ч. В Украине уже зафиксированы случаи, когда такой электросамокат стал участником ДТП, в котором полиция не смогла признать, каким видом транспортного средства является такой «участник».

Как электросамокаты интегрированы в жизнь города за рубежом и с чем уже сегодня сталкиваются муниципалитеты, а также что из этого опыта стоит использовать в Украине рассказал директор ООО «Некстбайк Киев» Алексей Кушка.

Бум китайских шеринговых велокомпаний по всему миру сменился шерингом электросамокатов. Одни хайповые пузыри лопнули, теперь надуваются следующие. На улицах городов мы видим все больше персонального электротранспорта – моноколеса, сигвеи, сиги, электросамокаты. Продажи этого вида устройств в  больших городах быстро растут, соответственно растет и рынок проката таких девайсов. Шеринговые компании с удовольствием подхватывают очередной хайп и безответственно вносят его в нашу повседневную жизнь.

На улицах европейских и североамериканских городов уже предостаточно компаний, которые сдают электросамокаты напрокат через приложение. Все мы слышали такие названия, как Lime, Bird, Tier, Bolt и другие. За почти два года существования сервиса шеринга электросамокатов, чего только не происходило с пользователями и непосредственно самокатами. Основная проблема – самокаты валяются где угодно, на тротуарах, в реках, кустах. Пользователи бездумно гоняют по тротуарам или по дорогам общего пользования, в частности в пьяном виде, что в свою очередь приводит к хаосу в городах, их загрязнению и что еще хуже – смертельным случаям.

Как регулируется эта сфера в других странах

Муниципалитеты городов, столкнувшиеся с такими проблемами, пытаются решать их по-разному. Кто-то вводит ограничение возраста на право вождения (с 14 лет), как в Германии, кто-то ограничивает количество работающих на рынке компаний  и количество единиц прокатной техники (Франция, Польша), кто-то вводит водительские лицензии, как в Калифорнии, и ответственность за парковку в неположенных местах. Но в большинстве городов склоняются к следующим общим правилам:

  • запретить ездить по пешеходной части, где происходит больше всего эксцессов, разрешить – по велодорожкам, где это представляется возможным;
  • ввести ограничение скорости передвижения – до 20–25 км/час;
  • запретить оставлять самокаты вне отведенных специальных зон и локаций;
  • ввести лицензию на осуществление деятельности по сдаче в аренду самокатов в городах.

Другими словами, упорядочивают деятельность и из хаоса создают удобство для всех.

Какой зарубежный опыт стоит внедрить в Украине

Что касается Украины, то у нас все только начинается. И есть уникальная возможность не проходить весь путь с нуля, а взять лучшее из практики и внедрить сразу.

Начинать необходимо с законодательства. С определения, что такое «электросамокат» и какие есть права и обязанности у его владельца/водителя. Эксперты говорят, что данный тип устройства подпадает под категорию L1, согласно Consolidated Resolution on the Construction of Vehicles (Общая резолюция о конструкции транспортных средств) – двухколесное устройство с максимальной проектной скоростью 50 км/ч. Соответственно права и обязанности, а также взаимоотношения между участниками дорожного движения, пешеходами должны быть четко регламентированы в наших ПДР.

На муниципальном уровне следует определить процедуру, которая позволит подобным компаниям заниматься деятельностью по сдаче в аренду самокатов. Например, проведение инвестиционного конкурса на право заниматься такой деятельностью на определенных локациях, как это происходит в Киеве. В этом случае компании – участники конкурса должны сделать взносы в казну города за право пользоваться его инфраструктурой, что является честным и справедливым решением – платить налоги городу и стране. Для снижения уровня ДТП в условиях конкурса определить максимальную скорость, с которой могут перемещаться пользователи самокатов, количество самокатов, которые каждая из компаний может поставить в городе. Кроме того, определить на каких локациях или в каких зонах пользователи смогут парковать самокаты, чтобы избежать хаоса.

Необходимо наладить работу полиции, следствия и прокураторы по рассмотрению случаев вандализма и воровства самокатов. Ведь если инвестор понимает и берет на себя ответственность перед городом и его гражданами, то и государство также должно защищать его от подобных ситуаций.

Вложения в один самокат могут составлять 450–500 евро, а вандализм и кража половины парка отобьет охоту инвестировать в такой полезный и востребованный сервис. Пример тому – горький опыт «Некстбайка» за полтора сезона работы.

Несмотря на все вышесказанное, сервис шеринга и самокатов, и велосипедов – достаточно востребованная услуга, которая решает проблемы передвижения людей на расстояния до 2 км (самокаты) и 5 км (велосипеды) особенно в центре, где использование машин создает реальную проблему как для трафика в целом так и для экологии города в частности.

Осталось только все упорядочить, и можно кататься с удовольствием.

Если вы считаете, что эта заметка была вам полезна и вас заинтересовала, тогда делитесь и пишите комментарии.

Добавить комментарий