Нехватка профессиональных водителей принимает угрожающий характер в странах Восточной Европы
Дефицит профессиональных водителей в Европе – это проблема, которая существует уже много лет. Открытие границ для работников из стран Восточной Европы помогло, но только временно. Старение персонала, недостаток свежей крови и трудовая эмиграция привели к тому, что с кризисом в транспортном секторе столкнулась также Украина, а в скором времени он затронет Беларусь и Россию.
Истекают ресурсы работников в СНГ и Украине
В настоящее время Украина находится в сложной ситуации. В зависимости от региона, в стране не хватает от десяти до даже 120 тыс. водителей грузовиков, фургонов и автобусов. Предприятия испытывают нехватку людских ресурсов на уровне 15-20 проц. Основной причиной нехватки рабочей силы является их массовая эмиграция в Германию, Польшу и Литву. По данным польской Главной инспекции автодорожного транспорта (GITD), в 2018 году гражданам Украины было выдано более 50 тыс. водительских удостоверений.
Международная организация по миграции сообщает, что только в 2015 г. Украина потеряла 12 проц. своей рабочей силы. Трудовая миграция может способствовать сокращению численности населения Украины с нынешних 44,2 млн человек до 36,4 млн человек в течение ближайших трех десятилетий.
Водитель востребован более, чем врач и медсестра
Также над Беларусью висит призрак кризиса. В настоящее время в Национальном реестре занятости зарегистрировано более 93 тыс. вакансий, из которых наибольшее количество – более 4 тыс. вакансий. – касается водителей грузовиков. Еще в мае число вакансий колебалось в пределах 80 тыс. Наиболее востребованными являются международные водители для работы в ЕС и молодые специалисты в области транспорта и экспедирования. В стране меньше спрос на врачей и медсестер.
Официальные данные по трудовой миграции свидетельствуют о том, что в первом квартале 2019 года из Беларуси выехали на заработки 2,2 тыс. человек. Это на 3 проц. больше, чем за тот же период прошлого года. Больше всего в Польшу, Чехию, Литву и Россию, хотя это последнее направление начало терять популярность после того, как Российская Федерация начала торговую войну в Европе.
Приток иностранцев привел к ухудшению ситуации
Низкий уровень рождаемости и одновременный рост смертности вызвали нехватку кадров также в России. В настоящее время почти половина кандидатов в профессиональные водители в Федерации старше 45 лет. Дальнобойщики моложе 35 лет составляют менее 20 проц.
Нехватка представителей этой профессии объясняется также тем, что перевозчики неохотно нанимают водителей старше 50 лет. Работать в этой профессии очень сложно – в среднем водители в России работают по 14-16 часов в день. Никто не соблюдает правила в отношении рабочего времени и времени отдыха – для этого даже нет соответствующей инфраструктуры. Важным является прежде всего хорошее здоровье и выносливость.
В 2017 году Россия, рассчитывая на решение проблемы в отрасли, открылась для иностранных работников из Беларуси и Кыргызстана. Это привело к совершенно иному результату, чем ожидали власти. Заработная плата водителей снизилась, условия труда ухудшились, что привело к массовому оттоку всех работников за рубеж. Для молодых людей профессия перестала быть привлекательной, что следует из статистики – в 2017 году количество выданных водительских прав категории С сократилось с 124,6 тыс. до 106,4 тыс., категории D с 42 тыс. до 37,9 тыс., категории С1 (водительские права на управление транспортными средствами с РММ 3,5 – 7,0 т) с 43,7 тыс. до 1,1 тыс.
В настоящее время в России ощущается нехватка водителей в Московской и Приволжской областях, а также в Центральном федеральных округе. Эти области занимают площадь, двукратно превышающую площадь Западной Европы, и населены более чем 80 млн. человек. «Под угрозой» находится трудовой рынок в Уральском, Сибирском и Южном федеральных округах (территория площадью Австралии).
Могут помочь водители из-за рубежа
Агентства по временному трудоустройству заверяют, что существует возможность восполнения нехватки кадров. В Европе есть агентства, которые предлагают работу работников из стран Азии, таких как Непал, Индия, Филиппины, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Шри-Ланка. В зависимости от страны сотрудник прибывает в срок от 4 до 6 месяцев с начала процесса найма. Другим решением являются сотрудники из Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан) или Кавказа (Грузия, Азербайджан, Армения). В этом случае ожидается, что водителей нужно будет ждать от 1 до 3 месяцев.
О необходимости облегчения поиска работы в Европе для водителей из третьих стран говорят также немецкие перевозчики и лоббистские ассоциации. Представители работодателей ссылаются на прибалтийские страны, которые открыты для работников из таких стран, как Босния и Сербия. Власти стран с таким большим транзитным потенциалом должны были это сделать из-за больших экономических потерь – Эстонии сейчас нужна тысяча водителей, Латвии – 2 тыс. (10 проц. от общего спроса страны), Литве – более 13 тыс.
Если вы считаете, что эта заметка была вам полезна и вас заинтересовала, тогда делитесь и пишите комментарии.