НПП КРАКОВ


Если скоро техосмотр: что нужно знать о «катализаторе»

Сейчас обязательному техосмотру (ОТК – обязательный технический контроль) подлежат только автомобили, которые задействованы в коммерческих перевозках, и все грузовики, включая те, которыми можно управлять с «легковой» категорией «В». Однако следует учесть, что Верховная Рада и Правительство пытаются работать в «турбо-режиме», поэтому техосмотр для всех может быть введен значительно раньше, чем этого можно ожидать, сообщает НПП КРАКОВ.

А чтобы не возникло ситуации подобной той, что наблюдается до сих пор с паникой вокруг детских автокресел, которые водители начали массово скупать после вступления в силу нового закона, НПП КРАКОВ со ссылкой на “Автомир” советует постепенно, шаг за шагом подготовиться к введению техосмотра. Чтобы не стоять в очередях, не переплачивать, или вообще не поставить авто на стоянку надолго. Начнем с элемента, который в связи с отсутствием контроля за техсостоянием машин некоторые автовладельцы и автомеханики считали «ненужным». Речь пойдет о каталитических нейтрализаторах отработавших газов и сажевых фильтрах.

Согласно Директиве 2014/45/ЕС, которая будет регламентировать введение техосмотра, на первый план выносятся вопросы безопасности, в том числе экологической. Автомобиль, который подлежит проверке, должен соответствовать стандартам и требованиям, действовавшим на момент его выпуска, или тем, которые указаны в его регистрационных документах. Итак, шаг за шагом разберемся: что, как и кому следует делать в каждой конкретной ситуации.

Как узнать, есть ли на моем авто «катализатор» или «сажевик»?

Автомобили выпущенные до 1988 года

Следите за исправностью карбюратора (позже – системы впрыска бензина), или топливной системы дизеля. Каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры на авто тех времен (класса Евро-0 или без него) почти не устанавливались. Единственный совет – подумайте, не пора ли наконец пересесть на более новый автомобиль.

Автомобили с «катализаторами»

Чтобы узнать, оборудовано ли ваше авто каталитическим нейтрализатором (КН), или сажевым фильтром (СФ) (для дизелей), спросите об этом у своего автомеханика, и произведите проверку на СТО, которая имеет среди своего оборудования газоанализатор. Мастер-диагност по показаниям прибора скажет, работает ли это устройство, или лишь присутствует на борту «кирпичом», но своих функций не выполняет.

Чаще всего каталитический нейтрализатор демонтируют не из-за того, что он износился и потерял эффективность, а потому, что с исчерпанием ресурса превратился в «затычку» для магистрали отработанных газов, от чего двигатель не может развивать достаточной мощности, или же вообще не заводиться.

Поэтому если инспектор на техосмотре обнаружит, что этот элемент неисправен или отсутствует, придется искать варианты, как исправить ситуацию. И вдобавок делать это одновременно с тысячами автомобилистов, у которых аналогичные проблемы. То есть, со значительно большими затратами времени и средств. Далее разберем каждую отдельную из возможных ситуаций, и предложим их решение.

Катализатор или сажевик неэффективны

Дешево, но с мизерными шансами: залить в бак присадку для очистки «катализатора». Если каталитический нейтрализатор (КН) или сажевый фильтр (СФ) не менялись несколько сотен тысяч километров пробега, присадкой проблему не решить. В основном присадки предназначены для улучшения определенных характеристик или для профилактики.

Средняя цена: регенерация на специальном оборудовании. Для этого КН или СФ снимают с автомобиля и устанавливают на сконструированный для этого стенд, где через несколько часов должно состояться восстановление свойств этой детали. Цена за такую услугу около 100 евро для легковушек, и 200 для грузовиков. Компании, которые предоставляют такие услуги, обещают что «катализатор» или «сажевик» станут чуть ли не лучше новых. Некоторые даже гарантирует возврат средств, если характеристики КН/СФ после «промывки» не изменились. Понятно, что последнее слово здесь сможет сказать только инспектор на техосмотре, и время: важно то, как надолго хватит такой регенерации.

Дорого, но надежно: замена КН/СФ на новый. Здесь все зависит от того, какое у вас авто. Самый дешевый «катализатор» для «Ланоса» – от 50 «условных». Универсальные стоят около $100. Средние цены для популярных «иномарок» в диапазоне $200-300. Самые дорогие – для машин с двигателями большого объема и с новейшими экостандартами «Евро». Цены на них могут достигать даже нескольких тысяч долларов, в зависимости от бренда, типа двигателя, «оригинальности» запчасти, и т.п.. Однако новое точно будет служить, как новое.

КН/СФ отсутствует

Если «катализатор» или «сажевик» когда-то «выбили», заменили вставкой, и довести уровень выбросов до приемлемых параметров доступными средствами не представляется возможным, придется этот «орган» вернуть на место. Варианты тоже есть: купить «родную» деталь, и просто заменить ее. Это правильно и надежно, однако не всегда самое дешевое решение.

В случае, если оригинальная запчасть недоступна для заказа или слишком дорогая, а конструкция выпускной системы и кузова машины позволяют «пошаманить» – можно установить подобный (или дешевле) КН/СФ, от авто с двигателем похожего типа и объема, или универсальный. Желательно, с сохранением дистанции до КН/СФ от выпускного коллектора – это важно для достижения ним правильной рабочей температуры.

Ни один вариант не подходит

Это не лучшая ситуация, однако выход надо искать и из нее. Зная, что КН или СФ неисправны или отсутствуют, остается разве ездить, пока не придет время подавать автомобиль на техосмотр. А там или смириться с запретом эксплуатации, или же восстановить выпускную систему до состояния, предусмотренного заводом. Еще решение – продать такой автомобиль, пока, как говорится, не поздно. Однако, будьте честны и сообщите покупателю об отсутствии детали: возможно, новый владелец найдет решение самостоятельно. По крайней мере, у вас не будет с ним проблем в дальнейшем.

Как не купить авто с «вырезанным» КН или СФ?

Чтобы не купить вместе с автомобилем проблему замедленного действия, стоит провести тщательную диагностику машины еще до покупки. Стоит отметить, что ни статус «свежепригнанной», ни заявленный продавцом пробег, или даже цена автомобиля или его класс не является гарантией того, что кто-то заменил КН или СФ на кусок трубы и добавил к конструкции эмулятор датчика кислорода. Поэтому ко всем этапам проверки стоит добавить еще заезд на СТО, где есть газоанализатор и диагност, который умеет им пользоваться.

Впрочем, проверять перед покупкой стоит все, что можно – чтобы и в собственной безопасности быть уверенным, и в отношении будущего техосмотра быть спокойным. И напоследок: электромобили, поскольку в них отсутствует двигатель внутреннего сгорания, лишены этих проблем – и это еще один повод подумать о том, каким будет ваше следующее авто.

Если вы считаете, что эта заметка была вам полезна и вас заинтересовала, тогда делитесь и пишите комментарии.

Добавить комментарий