НПП КРАКОВ


$3 млрд на новую Киевскую окружную дорогу без Prozorro?

Ранее НПП КРАКОВ уже сообщал что в Киеве будут строить новую объездную дорогу и что к строительству планируется привлечь крупную американскую строительную компанию.

3 июня ВРУ одной правкой позволила строить дорогу вокруг Киева по 85 млрд грн в обход Prozorro. Так не придется тратить время на бюрократию, тендерные процедуры и согласования с Антимонопольным комитетом, говорят депутаты. В Укравтодоре и Министерстве инфраструктуры утверждают: благодаря этому Украина перешла на “новую международную форму контрактов”. Оппоненты же настаивают: так Украина вернулась к временам Януковича, когда миллиардные контракты к Евро-2012 на строительство без тендеров получали «свои» компании.

Одна правка на 85 млрд грн. Что произошло? 3 июня 2021 Верховная Рада рассматривала законопроект №5309 об изменениях в закон о публичных закупках и совершенствования системы обжалования закупок. Документ призван разблокировать упрощенные закупки к празднованию Дня Конституции и Дня Независимости Украины, ведь времени на проведение всей тендерной процедуры – уже мало. Во время заседания народный депутат от Слуги народа Арсений Пушкаренко предложил своим коллегам усовершенствовать систему публичных закупок для дорожного хозяйства и внес правку №35 об исключении из-под действия закона строительство Большой кольцевой дороги в Киеве:

“Мы видели, как дорожная мафия через Антимонопольный комитет злоупотребляет своими правами, через другие механизмы блокировала эти процедуры и тендеры [..] Я прошу всех [..] поддержать мою правку для того, чтобы эффективно мы могли работать и строить сегодня новые качественные дороги “, – пояснил он свою позицию.

В целом за законопроект уже вместе с правкой Пушкаренко проголосовали 273 народных избранника. В понедельник, 7 июня закон подписал председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков, для окончательного утверждения остался подпись президента.

Что это за дорога
Киевская обходная дорога (КОД) – проект кольцевой автомобильной дороги вокруг Киева общей протяженностью почти 150 км. КОД должна сочетать трассы Киев – Ковель, Киев – Чоп, Киев – Одесса, Киев – Знаменка, Борисполь – Мариуполь, Киев – Харьков и Киев – Чернигов и сосредоточить на себе до 70% грузового транспорта, и таким образом разгрузить трафик в столицы. По расчетам Укравтодора, это должно сократить время проезда через Киев на 40-60 мин.

Концепт объездной вокруг Киева достигает еще времен Генплана города от 1966 года. Проект КОД в нынешнем виде Укравтодор представил в прошлом году накануне выборов мэра столицы как часть программы Большая стройка.

В общем проект будет состоять из шести участков и предусматривает возведение нового моста через Днепр с подходами протяженностью более 25 км. Предварительно общая стоимость проекту составит 85 млрд грн, что сопоставимо с годовым бюджетом Укравтодора. А полное завершение работ планируется через 5-6 лет при условии стабильного финансирования.

В августе 2020 Госагентство объявило первый тендер на проектные работы для строительства первого участка Киевского обходной дороги. По состоянию на начало июня 2021 на этапе проектирования уже три участка дороги, еще одна – ждет тендер. Строительство первой очереди запланировано уже на лето этого года, сообщили в Укравтодоре при обсуждении изменений в законопроекту 8 июня.

В мае агентство подписало меморандум о сотрудничестве в реализации проекту строительства обходимо вокруг Киева с американской компанией Bechtel Corporation.

Новый международный формат или непрозрачные закупки

Верховная Рада Украины приняла изменения в законодательство, позволяющие ускорить строительство КОД, сообщили после голосования в Укравтодоре.

В Министерстве инфраструктуры, которое недавно возглавил бывший глава Укравтодора Александр Кубраков, тоже приветствовали такое решение нардепов и назвали его переходом к новому для Украины международного формата контрактов EPC + F.

“Речь идет о том, что на конкурентных торгах подрядчик будет определяться не только по ценовому критерию, но и по условиям привлечения финансирования. То есть подрядчик не только проектирует и строит, но и обеспечивает возможности финансирования для выполнения этих работ”, – пояснили в МИУ.

Это, по оценкам министерства, позволит привлечь к строительству Киевской обходной дороги признанных и опытных подрядчиков, которым доверяют международные финансовые институты.

Зато совсем по-другому такую ​​практику увидели в Нацагентстве по предупреждению коррупции.

“Десятки миллиардов гривен будут потрачены на масштабный проект для строительства Большой кольцевой дороги в обход прозрачных тендерных процедур, которые призваны минимизировать коррупцию и обеспечить добросовестную конкуренцию”, – так отреагировали в Агенстве после принятия закона с правкой Пушкаренко.

Кроме того, законопроект обязывает бизнес во время обжалования закупок в АМКУ предоставлять доказательства нарушений их прав и интересов. Не всегда такие доказательства возможно предоставить, особенно когда суть жалобы касается тендерной документации, добавляют в Агенстве.

“Норма может лишить бизнес права на обжалование и позволит АМКУ по своему усмотрению оставлять жалобы без рассмотрения”, уверены в ведомстве.

Хуже, чем во времена Януковича”
Опасность в таком упрощении закупок видит и депутат Киевсовета (голос) и один из идеологов системы публичных закупок Prozorro Максим Нефедов.

“Все формы отчетности и контроля, дает гражданам закон о публичных закупках, на строительство объездной не распространяются. Это означает, что проект можно отдать кому угодно хоть завтра без каких-либо ограничений”, – объясняет он в комментарии.

Нефедов считает это новым международным форматом, а “очередным простым решением”, чтобы разделить многомиллиардный бюджет без тендерных процедур и внимания общественности. В то же время такого объекта как “Киевская окружная дорога” в юридическом смысле не существует.

“Так же никаких упоминаний о красивых аббревиатуры EPC + F в законе нет. Это выдумка. Поэтому сумму, равную по объемам всем расходам на дороги за год, просто отдадут кому-то красивом”, – убежден он.

Получается, что более 10% всего бюджета публичных закупок страны впервые в истории вообще будет выведено за пределы любого законодательного регулирования.

“Это даже хуже, чем было при Евро-2012 во времена Януковича”, – возмущается Нефедов.

Эксперты соглашаются: нововведения предоставит преимущества отдельным компаниям и откроет “ящик Пандоры” для других государственных заказчиков, они будут массово пытаться выводить свои закупки из-под действия закона, определенные там. В организации призывают президента ветировать закон.

Также среди критиков нововведения эксминистр инфраструктуры (2016-2019 годы) Владимир Емельян, который сейчас является депутатом оппозиционной партии “Европейская солидарность”.

“Это – афера, которая будет иметь тяжелые последствия не только для Укравтодора, но и политического руководства государства”, – предостерегал Емельян во время публичного обсуждения нововведения в Укравтодоре 8 июня.

Он утверждает, что “здесь не пахнет никаким EPC + F”, ведь этот международный формат сначала нужно было имплементировать в украинское законодательство. К тому же Емельян ставит под сомнение, что в проект “с такими рисками” согласится прийти какой-то международный подрядчик.

Конкурсы по-новому

В Мининфраструктуры же настаивают: пойти таким путем решили именно после многочисленных запросов со стороны международных компаний.

“Для чего эти изменения? Чтобы в Украине могла прийти международная компания или несколько и прозрачно привезти деньги. Не в концессию, не под госгарантии, ведь там совсем другие процедуры, а согласно устоявшихся международных актов”, – говорит директор Команды поддержки реформ МИУ Ирина Кошель.

“Вне Prozorro – не значит, что закупка будет проходить без открытого конкурса”, – настаивает директор Команды поддержки реформ при Укравтодоре Александра Азархина.

По ее словам, агентство уже приступило к разработке нового нормативно-правового акта. К тому же внесены Советом изменения создают условия для дальнейшего реформирования закупочной системы.

“КОД должен стать эталонным проектом как в разрезе закупочных процессов, так и использовании современных технологических решений”, – обещает Азархина.

По материалам Liga net и корреспондента Ульяны Бокатюк

Если вы считаете, что эта заметка была вам полезна и вас заинтересовала, тогда делитесь и пишите комментарии.

Добавить комментарий