НПП КРАКОВ

Коммерческий акт и ответственность железных дорог.

Коммерческий акт в международных железнодорожных грузоперевозках – это документ установленной формы, составленный по определенным, обязательным правилам, в случаях четко прописанных в СМГС (Соглашение о Международном Грузовом Сообщении). Является доказательством наступления определенного события. (Утраты части или всего груза, его повреждения и т.д.).

В каких конкретно случаяхдолжен быть составлен коммерческий акт, четко прописано в §1, Статьи 18 СМГС. А именно, если железная дорога, в процессе самой перевозки или в момент выдачи груза, проведя общую проверку состояния груза и наличия перевозочных документов, установила факт:

1) Порчи, повреждения, снижение качества груза, полной или частичной утраты груза, а также снижение массы груза.

2) Несоответствия сведений указанных в накладной СМГС фактическим данным. (Не совпадают данные о станции назначения и наименовании получателя; о количестве грузовых мест и их нумерации; о наименовании самого груза и его массе и т.д.).

3) Отсутствия накладной СМГС или отдельных ее листов по данному конкретному грузу, или обратная ситуация – накладная есть, отсутствует сам груз.

4) Факт отсутствия или недостачи отправительских перевозочных приспособлений, указанных в накладной.

Дополнительно железнодорожный коммерческий акт составляется:

– В случае обнаружения порожнего приватного или сданного в аренду вагона без накладной или обнаружения накладной без вагона.

– В случае, обнаружения повреждений упаковки или тары, в процессе перегруза груза, из вагона в вагон с различными стандартами колеи, на пограничной станции. ( Пункт 18 служебной инструкции к СМГС).

– В случае повреждения в пути следования, универсального контейнера принадлежащего железной дороге, из-за которого, для дальнейшей перевозки груза, необходима перегрузка груза в исправный контейнер. (СМГС, Приложение 8, § 16).

Важно:

– “Однако коммерческий акт составляется лишь в тех случаях, когда вышеуказанные неисправности могли произойти исключительно с момента приема груза к перевозке до момента выдачи его получателю” – Ст. 18 СМГС.

Правила составления железнодорожного коммерческого акта.

Коммерческий акт составляется по образцу, установленному в приложении 16 СМГС, минимум в трех экземплярах, с обязательным указанием:

– даты составления;

– название и номер станции, на которой происходит оформление акта;

– номер накладной, по которой следует груз;

– маршрут перевозки (станция отправления – назначения);

– наличие и количество запорно-пломбировочных устройств, с нанесенной на них информацией.

Обязательно – подробное изложение всех причин и обстоятельств, при которых произошло составление коммерческого акта. По факту составления коммерческого акта, железнодорожной станцией составившей его, должна быть сделана отметка в накладной, по которой следует груз. (В графе “Коммерческий акт“).

Коммерческий акт должен быть заверен календарным штемпелем станции, на которой составлялся акт, и подписан:

– При составлении акта, на станции в пути следования – начальником станции, приемосдатчиком и заведующим грузовым двором станции.

– При составлении акта, на станции назначения, кроме вышеуказанных лиц, акт подписывает грузополучатель или его доверенное лицо.

Если грузополучатель, при получении груза, обнаружил какие либо факты, указанные в §1 ст. 18 СМГС, при наступлении которых, железная дорога обязана была составить коммерческий акт, но не сделала этого, ему следует незамедлительно обратиться на станцию назначения с требованием составления коммерческого акта.

Если грузополучатель не согласен с данными указанными железной дорогой в коммерческом акте, в соответствии с все той – же статьей 18 СМГС § 6, у него есть возможность внести в акт свои замечания.

Возникает закономерный вопрос – является ли составленный коммерческий акт однозначным доказательством вины железной дороги? Попытаемся разобраться.

В Соглашение о Международном Грузовом Сообщении (СМГС) имеется ряд статей, на которые следует обратить пристальное внимание, всем участникам процесса перевозки груза в международном железнодорожном сообщении. А именно:

– Статья 12 СМГС § 1 – ответственность за достоверность сведений, указанных в накладной, а также за последствия, возникшие из-за указанных им в накладной недостоверных, неточных или неполных сведений, несет – грузоотправитель.

– Статья 12 СМГС § 2 – железная дорога имеет право (заметьте – только имеет право, но не обязана) проверять правильность сведений и заявлений, указанных грузоотправителем в накладной, в том числе производить выборочную проверку массы груза.

– Статья 23 СМГС § 6 – внесенные отправителем в накладную сведения о массе и количестве грузовых мест только тогда могут служить доказательством вины железной дороги, если:

а) проверка массы груза была произведена железной дорогой, сведения о массе груза внесены в накладную в графу “Масса” в килограммах, и эти сведения удостоверены ею в графе «Штемпель станции взвешивания, подпись».

б) если проверка количества мест груза была произведена железной дорогой, сведения о количестве мест груза внесены в накладную в графу «Отметка железной дороги» и удостоверены в ней подписью работника и штемпелем станции.

– Статья 23 СМГС § 4 – железная дорога освобождается от ответственности за недостачу массы и количества мест груза, принятого к перевозке, если груз, погруженный отправителем в вагон или контейнер, после доставки был выдан получателю без внешних признаков доступа к нему, которые могли бы явиться причиной недостачи массы груза и количества мест.

Вышеуказанные статьи приведены для того чтобы, конкретно указать на то, что, к примеру, в случае прихода груза к получателю с недостачей, в технически исправном вагоне или контейнере без признаков внешнего проникновения, с отсутствием в накладной соответствующих отметок железной дороги о массе и количестве мест груза, заверенных соответствующим штемпелем, – вина железной дороги будет не доказана.

Еще пример – приходит контейнер, пломбы целы, сам контейнер без повреждений, часть груза отсутствует. Контейнер в пути задерживался только для “плановой”, или “выборочной” проверки таможенными органами одного из государств, через территорию которого проходила международная железнодорожная перевозка. Доказать что часть груза исчезла именно, после этой проверки практически не реально. Поиски виновных, могут затянуться на долго, если не навсегда. Обычно это происходит, с грузом, получателем по которому является или частный предприниматель, или не большая фирма, которая не имеет ни средств, ни соответствующих возможностей для проведения серьезного расследования обстоятельств исчезновения части груза.

Вышеприведенные примеры являются вполне реальными жизненными ситуациями, говорящими о том что коммерческий акт, не является 100% доказательством вины железной дороги. Заинтересованным в качественной доставке груза лицам, коими в первую очередь являются грузовладелец и транспортно – экспедиционная компания, осуществляющая данную международную грузоперевозку, можно посоветовать:

1) Заранее при заключении договора перевозки, подробно прописать, кто и на каком этапе, будет предъявлять претензии перевозчику (компания экспедитор или владелец груза), в случае возникновения определенных обстоятельств.

2) Тщательно отслеживать и перепроверять правильность заполнения всех перевозочных документов, комплектность документации следующей с грузом.

3) При перевозке дорогостоящих грузов, или при регулярных перевозках, можно воспользоваться услугами сюрвейерской компанииНезависимый сюрвейер, проведет проверку комплектности, тщательности и качества крепления груза, проверит техническое состояние подвижного состава, и составит официальный рапорт. Данный документ, будет служить дополнительной доказательной базой в судебном разбирательстве.

4) Проводить тщательную проверку груза при выдаче, производить фотографирование при разгрузке.

5) Требовать составления коммерческого акта в соответствии с требованиями законодательства.

При отказе составить акт, требовать предоставления посменных объяснений. Составить акт самому, в присутствии нескольких свидетелей. И самое главное, что можно посоветовать, это застраховать груз от возможных рисков в пути следования. Пожалуй, страхование, самый надежный способ, хоть как-то действительно подстраховаться от возможных убытков.